A+ A A-


На что готовы власти ради «элегантных» побед?

Оцените материал
(2 голосов)

Своими мыслями о будущих выборах в местные Советы депутатов и не только  с «Брестским курьером» поделился кандидат педагогических наук, член Национального комитета Объединённой гражданской партии Николай Ковш.

 

-- Объявлена дата выборов, прошли первые мероприятия, связанные с формированием избирательных комиссий. В связи с этим, Николай Константинович, есть вопросы к Вам, как к активному участнику общественно–политической жизни страны…

-- Прежде чем отвечать на них, давайте сделаем существенное уточнение. Приведу мудрые слова, сказанные древнегреческим философом Аристотелем в IV в. до нашей эры: «Как много споров могло бы быть прекращено, если бы участники договорились дать определение своим терминам». То, что организуют белорусские власти в последние 15 лет, выборами назвать никак нельзя.

-- Но ведь в ноябре 2013-го года в Избирательный кодекс РБ внесены изменения, призванные, по утверждению властей, демократизировать систему выборов, сделать её более справедливой.

-- Внесённые в  Избирательный кодекс изменения носят декоративный характер. Более того, это шаг назад, ведущий к ухудшению прав участников избирательного процесса и облегчающий властям достижение «элегантных» побед.

-- А если конкретнее?

-- Ключевые изменения касаются вопросов ведения предвыборной агитации. Так, кандидатам в депутаты вместо выделения им определенных финансовых ресурсов для организации предвыборной кампании разрешено создавать личные избирательные фонды. Выборы в любой стране -- дело дорогостоящее, поэтому такой подход, безусловно, нужный. Но есть одно «но». Для провластных кандидатов эти фонды будут формироваться с помощью административного ресурса, а демократическому кандидату станут вставлять «палки в колёса». Причем, полученные ресурсы надо декларировать. Если даже представить себе, что кандидат от власти и оппозиционный кандидат получили от разных, к примеру, предпринимателей ресурсы для проведения избирательной кампании, то нетрудно спрогнозировать, что ожидает каждого из меценатов в нашем «демократическом правовом» государстве.

Кроме того, узаконен запрет на бойкот избирательных кампаний. Но как  можно  запретить то, чего нет? С таким же успехом можно запретить несанкционированные полёты на Луну. Дело в том, что многие избиратели, являясь свидетелями массовых фальсификаций на выборах, считают для себя безнравственным в них участвовать. Властям же важно показать «активность» граждан и демократичность избирательной системы в нашей стране. Проведение «выборов» в один тур, определение победителей по абсолютному большинству полученных голосов в первом туре -- всё это звенья одной цепи, призванной облегчить «избрание» нужных «депутатов».                       Уже первый этап избирательной кампании -- формирование территориальных комиссий -- свидетельствует, что, судя по всему, в марте 2014-го года выборы будут проведены по детально отработанному в предыдущие годы сценарию.                                                                                        

-- У Вас есть основания так считать?

-- Да, и достаточно веские. Решением соответствующих структур уже сформированы областная, городские и районные избирательные комиссии. Принцип их формирования прежний -- включение в состав проверенных людей, беспрекословно обеспечивающих «победу» определённых властями кандидатов. И на сей раз представители демократических сил в составе комиссий оказались персонами «нон грата». Причем, без всяких объяснений. Хотя на этот раз мы не гнались за количеством предлагаемых кандидатур в состав комиссий, а сделали акцент на выдвижение наиболее опытных и принципиальных людей.

-- Можете привести примеры?

-- Сколько угодно. В Брестскую городскую избирательную комиссию  Объединенная гражданская партия выдвинула кандидатуру Степана Новосельчана, опытного педагога, много лет проработавшего директором школы. В течение восьми лет Степан Николаевич являлся депутатом Брестского горсовета, баллотировался в депутаты парламента, областного и городского уровня, неоднократно входил в избирательные штабы демократических кандидатов в президенты. В качестве международного наблюдателя он участвовал в выборах в России, Казахстане, Украине и Молдове. В областную комиссию Белорусская партия левых «Справедливый мир» выдвинула опытного участника многих избирательных кампаний, подполковника в отставке Александра Денисенко.

-- Насколько мне известно, Ваша кандидатура тоже была выдвинута в состав областной комиссии…

-- Да. О моем выдвижении было принято решение областного Совета ОГП. Результат тот же. Не было принято во внимание ни моё двукратное участие в парламентских  кампаниях в качестве кандидата, ни руководство штабами трех претендентов на президентский пост, ни опыт международного наблюдателя, ни 30-летний стаж работы в управленческих структурах. Впрочем, неожиданностью это не стало. Вероятнее всего, каждый из нас не вписывается в состав формируемых избиркомов, ибо мог бы помешать  организации «элегантных» побед «правильных» кандидатов.

-- Где же выход из создавшейся ситуации?

-- Необходимо создать условия для проведения справедливых и честных выборов всех уровней. Для этого следует внести в действующий Избирательный кодекс не косметические, а кардинальные изменения и обеспечить их неукоснительное исполнение. Замечу, что конкретные предложения по данному вопросу были несколько лет назад направлены в соответствующие структуры Объединенной гражданской партией, другими общественными организациями. Должная реакция со стороны тех, кто правомочен принимать соответствующие решения, отсутствует.

-- В чём суть предлагаемых изменений и дополнений?

-- Во-первых, изменить принципы формирования избиркомов всех уровней -- от участковой до Центральной избирательной комиссии. Откройте номера газет, в которых помещается информация о составе избиркомов. Практически одни и те же люди. Причем заметьте: чтобы хоть как-то припрятать этот факт, при публикации списочного состава комиссий не сообщается место их работы и занимаемая должность, а также организации, их выдвинувшие. Есть все основания утверждать, что в стране сформировалась устойчивая группа фальсификаторов -- творцов «элегантных» побед на выборах и референдумах.

И это при том, что в соответствии со статьей 5 Конституции Республики Беларусь, должен быть приоритет политических партий, их коалиций как основных субъектов политического права. Правда, опять-таки, власть имеет возможность предпочесть такую партию, как КПБ, вытащить на свет виртуальные  политические образования (аграрную, социально-спортивную и другие партии), не забыв, естественно, «Белую Русь» и БРСМ. А еще в резерве -- трудовые коллективы, «профсоюзы», союз женщин, выдвижение путем сбора подписей и т.д, оставив на задворках демократические партии и общественные объединения. В конечном итоге, можно отчитаться: представители политических партий и общественных организаций составили в избирательных комиссиях столько-то процентов (цифру можно подогнать любую).

В целом, персональный состав избиркомов всех уровней должен быть кардинально обновлен, начиная с самого верхнего эшелона. Кроме того, необходимо отменить порочную практику досрочного голосования; четко прописать прозрачную процедуру подсчета голосов, исключающую любую возможность фальсификации; обеспечить на практике равные права кандидатов, значительно расширив возможности СМИ (прежде всего, создавая реальные возможности для дебатов между претендентами).

-- Вы упомянули используемый властями  механизм для фальсификации выборов…

-- В ходе предыдущих избирательных кампаний махинаторы освоили и довели до совершенства несколько способов получения заданных заказчиками результатов, значительно отличающихся от действительного волеизъявления избирателей. Один из основных вариантов фальсификации выборов -- упомянутое мной досрочное голосование. Изготовленные еще в прошлом столетии урны на избирательных участках выглядят анахронизмом, как нельзя более подходят для того, чтобы ночью перед основным днем голосования заменить их содержимое, а также сделать дополнительный вброс бюллетеней. Сделать это тем более не трудно, так как «на стрёме» в это время находятся «стражи порядка», всё больше используемые в последние годы в борьбе с инакомыслием. Как показывает практика, объявляемые результаты досрочного голосования и голосования, проходившего в день выборов, зачастую отличаются в два и более раза (естественно, в пользу провластных кандидатов). Чтобы спрятать «концы в воду», многие председатели участковых комиссий отказываются вести раздельный подсчет голосов, смешивая в одну кучу бюллетени предварительного голосования, на дому и в день основного голосования. Абсолютное большинство рядовых членов комиссии, не говоря уже о наблюдателях, не знает истинного результата.

И, наконец, заключительный этап -- передача протоколов от участковых комиссий территориальным, которые и озвучивают окончательную цифру, «суммируя» данные участковых комиссий. рируя данные участковых комиссий ляется на этапе передачи протоколов от участковых комиссий окружным.При этом данные в разрезе всех участковых избиркомов засекречиваются, и «рисуется» любой заранее заданный сверху результат. К примеру, на наши неоднократные письменные запросы о результатах голосования по отдельным участкам в Брестском-Западном округе №3 во время последних парламентских «выборов» ответа по существу так и не получили.

-- Что в этой ситуации можно сделать?

-- Внеся изменения в Избирательный кодекс, следует обеспечить его неукоснительное исполнение. Необходимо с этой целью установить действенный контроль общественности над проведением выборов, четко прописать права наблюдателей. В демократических странах никому в голову не придет попытаться сфальсифицировать итоги выборов, ибо суровое наказание неминуемо.

-- Но ведь и у нас предусмотрено наказание за нарушение избирательного законодательства.

--Да, причем достаточно серьезное. Участвуя в манипуляциях в ходе выборов и референдумов, их организаторы всех уровней не только осуществляют сделку с совестью, но и совершают преступления. Так, статья 192 УК РБ предусматривает за «…заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, совершенное членом комиссии…» наказание «штрафом или лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок». Было бы неплохо письменно предупредить каждого члена избиркома об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах и о возможных последствиях подобных противоправных действий.

-- Известны ли Вам случаи применения на практике названных статей?

--Нет. Активные участники избирательных кампаний из числа членов демократических партий и движений подвергаются угрозам, шантажу, увольнениям с работы, исключениям из учебных заведений, необоснованным штрафам, административным арестам, уголовному преследованию. Те же, кто осуществляют противоправную деятельность, получают благодарственные письма «за успешное проведение избирательной кампании», премии, повышения по служебной лестнице. Фактически получается, что структуры, в обязанность которых входит контроль за соблюдением действующего законодательства, «крышуют» деятельность лиц, преступающих закон при организации избирательных кампаний.

-- Вы верите в возможность изменить ситуацию?

-- При нынешнем режиме нет. Наивно полагать, что нынешний состав «парламента» примет новый Избирательный кодекс, гарантирующий честные и свободные выборы, а глава государства подпишет соответствующий закон. Ведь все они прекрасно понимают, что в такой ситуации никто из них избран не будет. Добровольно же освобождать удобные кресла «назначенцы», судя по всему, не горят желанием.

-- В сложившейся ситуации, какова позиция демократических сил по вопросу участия в предстоящих выборах?

-- Разброс мнений велик -- от бойкота с самого начала до борьбы до победного конца. И это, мне представляется, естественным. Идеального варианта нет: каждый имеет свои плюсы и минусы. Нельзя при этом не учитывать, что выборы в местные Советы не несут особой интриги вследствие того, что их роль сведена к минимуму. При этом следует иметь в виду главную кампанию -- президентскую в 2015-м году. К ней надо готовиться сейчас. А в нынешних условиях каждый здравомыслящий человек должен сам себе ответить на вопрос: участвовать в предлагаемом действе или нет?

Апошнія навіны

Архіў навінаў

      

Design © WKN.BY | All rights reserved.