Logo
 Версия для печати

Не любите цветные революции? Тогда вам придется полюбить выборы!

Оцените материал
(15 голосов)

Самое страшное следствие двух десятилетий правления Лукашенко – девальвация идеи выборов. События последних месяцев со всей очевидностью показали, что нынешний режим не в состоянии решить насущные проблемы общества. Может, он и хочет этого, но в силу своей картины мира решение видит только в принуждении, наказании, запретах. Его единственная надежда – что кто-то подкинет ему деньжат на бедность. Но надежда эта слабая.

Сейчас бы заменить этот режим на тех, кто понимает, что решение проблем заключается в создании условий, при которых люди смогут работать и зарабатывать. Но как его заменить? Никто не знает. А проблемы тем временем накапливаются. Давление в обществе растет, чем дальше – тем сильнее. И чем дольше режим пытается сдержать это давление, тем мощнее будет взрыв. Единственный путь его избежать – провести свободные и справедливые выборы.

Эта тема обсуждалась 25 мая в Минске в ходе дискуссии «Выборы как условие позитивных перемен в Беларуси». Ее инициировала депутат от ОГП в Палате представителей Анна Канопацкая и Объединенная гражданская партия вместе с партнерами по «Углубленному диалогу» – есть такая беларусско-шведская межпартийная площадка для обсуждения важнейших вопросов широкой демократической коалицией.

Ответ Ермошиной депутату Канопацкой

Одним из организаторов этого важного разговора выступила депутат от ОГП в Палате представителей Анна Канопацкая. Именно от ее имени были разосланы приглашения представителям официальной власти: Центральной избирательной комиссии, комиссии по законодательству Палаты представителей, межведомственной экспертной рабочей группы по рассмотрению рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ по вопросам совершенствования избирательного процесса в Республике Беларусь.

Никто из них не пришел. Вместо них пришло письмо от Лидии Ермошиной. В нем председатель ЦИК в очередной раз признает, что орган, который она возглавляет, не является самостоятельным институтом (хотя ЦИК обязана быть независимой – в интересах соблюдения Конституции), но полностью зависит от воли одного человека. Это, собственно, все давно знают.

В ее ответе говорится: «Представители ЦИК принимают участие в обсуждениях предложений по изменению избирательного законодательства в соответствии с поручениями Главы государства как субъекта законодательной инициативы.
Поскольку такое поручение отсутствует, наше участие в указанном мероприятии представляется невозможным».

Заметьте, что она отвечает это Анне Канопацкой, которая является депутатом парламента, а именно этот орган – по Конституции Республики Беларусь, ст. 90 – осуществляет законодательную власть в стране.

Ситуация ухудшается, но власти не хотят это понимать

Таким ответом власти прямо дают понять, что обсуждать вопросы изменения избирательного законодательства с обществом они не намерены. И это тем более странно, что в начале июля в Беларуси планируется проведение сессии ПА ОБСЕ, а ситуация в стране становится все более напряженной, что показали протесты весны-2017.

Кроме резкого падения жизненного уровня граждан, что является результатом отсутствия выборов, хотя для людей это и не очевидно, есть и прямые негативные последствия – результаты избирательных кампаний в Республике Беларусь не признаются международным сообществом, потому что не соответствуют международным стандартам. А это приводит к маргинальному положению страны на международной арене, что крайне негативно сказывается на всех сферах, в том числе – на экономической ситуации, и ведет к дальнейшему падению уровня жизни миллионов граждан страны.

Рабочая группа, в которой приняли участие представители всех демократических сил Беларуси, разработала пакет предложений по изменению избирательного законодательства, необходимых для приведения выборов в стране в соответствие со стандартами ОБСЕ. Основных изменений три: обязательное членство в участковых избирательных комиссиях представителей политических партий и кандидатов в депутаты, точная регламентация процесса досрочного голосования и открытый, прозрачный подсчет голосов.

Избирательный закон страны – секрет для граждан?

Депутат Палаты представителей Анна Конопацкая рассказала, как она работает в парламенте, чтобы добиться рассмотрения предлагаемых изменений.

Еще в феврале 2016 года властями была создана межведомственная группа при Центризбиркоме. Ермошина обещала белорусам и всему миру, что комиссия хорошо поработает и до парламентских выборов 2016 года рекомендации БДИПЧ ОБСЕ будут выполнены. Но...

Анна Канопацкая попыталась выяснить, что реально делается. Однако ей ответили, что результаты работы межведомственной рабочей группы над предложениями в избирательный кодекс отправлены в администрацию Лукашенко, а ей показать их не могут, так как переписка имеет гриф секретности “Для служебного пользования”. «Если это служебный секрет – то кому они служат?» – спрашивает депутат.

Сейчас Анна Канопацкая планирует направить запрос в администрацию Лукашенко, чтобы получить текст тех изменений, что подготовила межведомственная группа. И тогда у граждан страны будет возможность сравнить предложения провластной группы и демократической “на ўласныя вочы”, як кажуць.

А дискуссия вызвала горячий интерес

В дискуссии приняли участие отечественные и международные эксперты, политики, правозащитники, парламентарии Литвы и Украины, которые поделились опытом своих стран.

В отличие от официальных лиц, дипломатические миссии в Беларуси проявили горячий интерес к дискуссии: присутствовали 3 посла – Польши, Великобритании и Украины, сотрудники посольств Италии, США, Японии, Литвы. Те миссии, которые не смогли направить представителей – у многих день 25 мая оказался праздничным – попросили обязательно выслать им материалы обсуждения и выводы, к которым пришли его участники.

О чем говорили, что решили. То есть кто виноват и что делать?

С выводами все не так просто. Дискуссия была многоплановой, затрагивала различные уровни взаимодействия самых разных групп общества Беларуси.

Кто виноват? Власть? Ок. Но почему люди – граждане – признают потом де-факто результаты этих сфальсифицированных выборов. А точно ли признают или уже нет? Это действительно вопрос, учитывая протесты весны-2017. Решит ли все вопросы с выборами внесение предлагаемых изменений?  

Виктор Корнеенко, один из руководителей кампании наблюдения «За справедливые выборы»: «К сожалению, это не гарантия. Но это шаг в направлении к свободным и справедливым выборам. Фактически, можно сказать так: если сегодня избирательные комиссии не проводят прозрачный подсчет голосов – они ничего не нарушают. Но если такая норма будет закреплена в законе, то это уже будет нарушение, которое может повлечь за собой определенные проблемы в будущем. Поэтому это очень важный шаг, но не гарантия».

По словам депутата Верховной Рады Украины Александра Черненко, изменения в законодательство, которых сегодня добивается беларусская оппозиция, они внесли еще 10 лет назад. Но не благодаря «политической воле» власти, а под давлением требований общественности. Украинский политик советует то же и беларусам: не ждать, что свободу выбора им кто-то даст, а требовать ее. Но без насилия.

Только давление на власть со стороны граждан обеспечит перемены

В общем, участники дискуссии признавали, что проблема – не столько в законодательстве, сколько в позиции властей. Мечислав Гриб заметил, что, хотя широкая демократическая коалиция согласовала целый блок изменений, власть этого не услышит. «Нельзя услышать то, чего ты не хочешь услышать. Если бы мне дали полномочия, то я провел бы честные и справедливые выборы и на основе того законодательства, которое есть сейчас. А если политической воли нет, то, что ни делай, какие изменения ни вноси, власть проведет выборы так, как хочет,» – уверен бывший глава беларусского парламента.

Александр Добровольский четко сформулировал коллизию: «Это замкнутый круг. Все признают, что реформы невозможны без изменения власти Лукашенко. Смена власти может произойти только через честные свободные выборы. Но власть не допускает таких выборов, для нее это политический вопрос. Заставить ее пойти на реформы могут только сами избиратели. Но как до них достучаться?»

Сергей Калякин, лидер партии левых «Справедливый мир», обратился особо к зарубежным гостям: «Если вы думаете, что наш ЦИК и сам Лукашенко просто не понимают, что такое честные выборы, что их надо просто немножко подучить, и они научатся их проводить, то вы глубоко ошибаетесь. Они прекрасно знают, что это такое. Но когда Лукашенко в 1995 и 1996 году провел относительно честные выборы, он их проиграл с треском и получил парламент, который уже через полгода подготовил ему импичмент. И Лукашенко разогнал этот парламент и провел неконституционный референдум, «подправив» слегка законы, по которым проходили выборы. И после этого он двигался уже только по этому пути, приведя страну к той ситуации, которую мы имеем сегодня – выборов нет, они уничтожены. И уничтожены абсолютно сознательно».

Бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов предложил начать общественную кампанию недоверия председателю ЦИК Лидии Ермошиной, так как считает, что она получила эту должность незаконно, «руководит Центризбиркомом уже более 20 лет и тормозит реформы избирательного закона».

«Но вопрос не в сроке пребывания в должности, – заметил депутат Сейма Литвы Лауринас Кащунас. – В Литве один и тот же человек руководит местным Центризбиркомом на 2 года дольше, чем Лидия Ермошина, но о фальсификациях там и речи нет». Причем и досрочное голосование в Литве тоже есть. Почему же оно не стало средством манипуляций голосами? По мнению литовского политика, секрет – в активной работе общественных организаций, которые контролируют избирательный процесс. «Кроме того, за чистотой выборов очень внимательно следит пресса, что дает очень хороший результат. То есть речь в первую очередь о том, что за справедливость борются сами граждане, в Литве они не терпят обмана».

«Надо идти к простым людям, объяснять им, что их голоса на самом деле не считают, их уже столько лет дурят», – считает Мечислав Гриб.

«Необходимо напрямую связать выборы – и ту ситуацию в экономике, которую мы имеем. Нет выборов – нет работы. Нет выборов – нет зарплаты. Нет выборов – пустой холодильник», – призывает Сергей Калякин.

 
А если досрочное голосование отменить совсем?

Михаил Пастухов считает, что это необходимо: «Уже доходит до 30% якобы участия в выборах через досрочное голосование, и эти приписки будут расти, так как люди совершенно перестают ходить на выборы, а чиновникам нужно показать явку. Поэтому нужно добиваться отмены досрочного голосования полностью».

Оказывается, такой опыт среди соседей Беларуси есть. По словам депутата Верховной Рады Украины Александра Черненко, из избирательного закона этой страны вычеркнули досрочное голосование, хотя некоторые международные структуры этого не рекомендовали, и сейчас не жалеют.

«Пришлось это сделать, именно чтобы перекрыть возможность фальсификаций. И сейчас мы видим, что это было полезно. Только надо продумать и усовершенствовать систему, чтобы люди могли проголосовать в другом месте, если не могут голосовать на своем избирательном участке, и при этом не нарушали закона, чтобы у вас не появились наши «титушки», – говорит украинский депутат.

Увязать кредиты МВФ с проведением честных выборов

Литовский парламентарий Лауринас Кащунас, который также является депутатом Парламентской ассамблеи ОБСЕ, сказал, что дискуссия была крайне важна для него накануне обсуждения вопросов по Беларуси в сейме Литвы и ОБСЕ. Он считает, что вопросы выполнения рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и получение кредитов должны быть прямо увязаны между собой.

Лидер ОГП, бывший депутат Верховного Совета 12 и 13 созывов Анатолий Лебедько согласен с этим предложением: «Международные организации должны действовать по принципу «Сегодня реформа – завтра кредит, не наоборот».

По мнению Эндрю Эллиса, эксперта Международного института демократии и содействия выборам, Беларусь подписала ряд международных соглашений в области прав человека, поэтому совершенно законно ссылаться на эти соглашения, добиваясь того, чтобы белорусский Избирательный кодекс соответствовал международным стандартам. «Только нужно всегда учитывать – а что на это могут ответить «плохие парни»?» – советует эксперт.

Да, «плохие парни» готовы на все, чтобы удержать власть в своих руках. Но, как отметил Александр Добровольский, ничего вечного в мире нет, и смена власти произойдет в любом случае. И главный вопрос для нас, беларусов, заключается в том, как это произойдет: путем выборов, за что выступают демократические силы, или через массовые народные протесты, которые мы увидели этой весной и которые при отсутствии выборов наверняка превратятся в нечто куда более серьезное и опасное, что грозит стране непредсказуемыми последствиями. Вот дилемма, которая сегодня стоит перед Беларусью, и которая высветилась в результате этих дискуссий. И чем дольше режим будет пытаться сохранить свою диктаторскую власть, тем хуже будут последствия и для него, и для страны.  

Поэтому главный посыл, адресованный власти: если вы не любите цветные революции, которые непредсказуемы и могут стать кровавыми, то, чтобы предотвратить их, вам придется проводить реальные выборы.

То же можно сказать и беларусскому обществу и политикам. Требование свободных и справедливых выборов может стать той идеей, которая даст ясную цель народным протестам, и вокруг которой объединятся оппозиционные силы. По крайней мере, те, которые выступают за реальную демократию, а не за смену портрета лидера на стене. 


Специально для Народной Воли