A+ A A-


Лидеры ОГП призывают направлять обращения в КС

Оцените материал
(18 голосов)
Анатолий Лебедько Анатолий Лебедько

По итогам встречи с председателем Конституционного суда Петром Миклашевичем лидеры Объединённой гражданской партии Анатолий Лебедько и Антонина Ковалева разместили в социальных сетях текст своего обращения в КС и призвали «нетунеядцев» направлять аналогичные тексты на адрес Конституционного Суда.


В комментарии сайту ucpb.org Анатолий Лебедько отметил: «Как правило в течении года несколько десятков человек обращаются в КС по вопросу нарушения Конституции. В нашей ситуации таких петиций должны быть тысячи. Тем более, что для этого есть правовые основания. Конституционному Cуду надо помочь сделать выбор. Хватит судьям есть незаработанный хлеб!»


Обращение в Конституционный Cуд 

 

Конституционный Суд Республики Беларусь
г. Минск, ул.К.Маркса,  32
граждан Республики Беларусь

выступающих против применения
Декрета Президента Республики Беларусь №3 от 2 апреля 2015 г.
«О предупреждении социального иждивенчества»
 

Адрес для корреспонденции:         

 

Обращение

(в порядке статей 158-160 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»)

В соответствии со статьей 1 Конституции Республика Беларусь является демократическим социальным правовым государством. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью государства (ст.2).

Согласно ч.3 ст.21 Конституции, государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией  (ч.1 ст.59 Конституции).         

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (Статья 8 Конституции). 

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона «О международных договорах Республики Беларусь»   нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и руководители государственных органов Республики Беларусь, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в международных договорах межведомственного характера, в пределах своей компетенции принимают меры для обеспечения исполнения международных договоров Республики Беларусь путем принятия соответствующих решений (ст.34 Закона).

Декрет № 3 от 02.04.2015 г. «О предупреждении социального иждивенчества» вступает в противоречие с нормами Конституции и других законодательных актов Республики Беларусь, а также не согласуется с международными обязательствами Республики Беларусь.

Конституция страны закрепляет право граждан на труд, но не обязанность трудиться. Период временной безработицы не должен ухудшать правовой статус гражданина и влечь для него неблагоприятные последствия. Согласно ч.4 ст. 41 Конституции, принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. Запрещение принудительного труда вытекает из положений ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, устанавливающих, что каждый человек зарабатывает себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Прямое ограничение, а затем и запрещение принудительного труда предусматривается ратифицированными Беларусью конвенциями МОТ № 29 и № 105. В статье 1 Конвенции № 105 установлено, что каждый член МОТ, ратифицирующий эту Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме.  В статье 2 Конвенции МОТ № 29   принудительный или обязательный труд  определяется как всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

В соответствии со ст.45 Конституции гражданам гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Статья 49 Конституции гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Эти нормы, декларирующие права каждого гражданина, не  обусловлены выполнением каких-либо встречных обязанностей. В том числе отсутствующей в Конституции обязанностью трудиться.  Как и право на жизнь, право на труд,  право на свободу выражения мнений, данные конституционные права гарантируются государством для каждого гражданина в полном объеме.   Подчеркиваем, что оценка в качестве тунеядцев  (социальных иждивенцев) и репрессии в отношении лиц, которые живут за счет наследства, супруга, родителей и т.п., являются, с точки зрения экспертов МОТ, нарушением конвенций о запрете принудительного труда.

Следует отметить, что действие Декрета распространяется не только на граждан Республики Беларусь, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Тогда как конституционные обязанности возлагаются исключительно на граждан страны.

В статье 56 Конституции устанавливается, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. В преамбуле декрета № 3 указано, что он принят в целях обеспечения исполнения именно этой конституционной обязанности.

В соответствии со ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь  налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с  физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.  Имеется в виду, что объектом обложения подоходным налогом с физических лиц являются полученные гражданином доходы. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение уполномоченными органами в их интересах юридически значимых действий. За юридически значимые действия сборы (пошлины) уплачивают все без исключения дееспособные граждане, иностранцы, лица без гражданства и работающие, и не работающие. Следовательно, упрекнуть их в неучастии в финансировании государственных расходов по этой позиции нельзя.

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Любой потребитель,  и работающий, и не работающий участвует в финансировании госрасходов по этой позиции, поскольку является  плательщиком косвенных налогов (НДС и акцизов),  которые, так или иначе,  включаются в цену приобретаемых им товаров и услуг.

Таким образом, сбор, установленный Декретом №3, является аналогом подоходного налога, но должен уплачиваться гражданами, которые официально доходов не имеют. Рекомендация № 35 МОТ призывает государства в дополнение к обязательствам, установленным в Конвенции № 29,  избегать какого-либо косвенного принуждения к труду, т.е. мер,искусственно усиливающих давление на население с целью заставить искать работу по найму. Это,  в частности, обложение населения такими налогами, которые привели бы к тому, что население было бы вынуждено искать работу по найму. Подчеркиваем, что ни  в одной стране мира не облагаются налогами безработные,  как наиболее социально уязвимая группа населения.

Согласно п.14 Декрета № 3 неуплата или неполная уплата сбора карается штрафом: от 2 до 4 базовых величин или административным арестом до 15 суток. В период отбывания административного ареста граждане обязательно  (принудительно) привлекаются к выполнению общественно полезных работ.  В соответствии с п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29, ч.4 ст.41 Конституции Республики Беларусь, ст.13 Трудового кодекса, не считается принудительным трудом работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров. Судебные приговоры выносятся только за уголовно наказуемые деяния – преступления. Вводимое Декретом № 3 применение обязательных общественных работ под арестом в качестве  административного наказания является грубым нарушением конституционных прав граждан,  впрямую противоречит Конституции  и нормам международного права о запрете принудительного труда. Это беспрецедентная в мировой практике карательная мера за административное правонарушение. 

В нарушение ст.101 Конституции, ст.63 Закона «О нормативных правовых актах» Декрет № 3  вступил в силу после его официального опубликования (со 2 апреля 2015 г.), но, тем не менее, распространил свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г., что означает придание его нормам обратной силы. Согласно ст. 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. В соответствии со ст.58 Конституции запрещается принуждать граждан к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, а равно к отказу от своих прав.     

Следует также указать, что Комитет по нормам и стандартам МОТ, заседание которого проходило в рамках ежегодной Конференции  труда в Женеве, призывал  белорусское правительство «принять все меры к тому, чтобы пресекать использование принудительного труда, а также воздерживаться от принятия законодательства, которое может быть равносильным  использованию принудительного труда». Об этом говорится  в  принятом Комитетом Заключении  по результатам обсуждения «белорусского вопроса» 2 июня 2016 года. Комитет настоятельно призывает правительство нашей страны в течение года  привести национальное законодательство в полное соответствие с Конвенцией № 29 «О недопущении принудительного труда»,  гарантировать, чтобы  национальное законодательство находилось в полном соответствии с Конвенцией № 29,  в  том числе  Декрет Президента № 3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

Вынуждены констатировать, что  Президент страны, являющийся, согласно ст. 79 Конституции,  гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, по собственной инициативе принял декрет,  ограничивающий  конституционные права и свободы граждан и  неправомерно придал ему обратную силу. В результате по субъективным причинам возникла  коллизия нормативных правовых актов – противоречие (несоответствие) нормам Конституции  норм  Декрета № 3. В силу требований ст. 71 Закона о нормативных правовых актах в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

С учетом изложенного, руководствуясь положениями международных актов, Конституции, а также статьями 158-160 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»,

ПРОСИМ:

1. Возбудить производство по делу об устранении коллизии в нормативных правовых актах, выразившейся  в противоречии (несоответствии) нормам Конституции  норм  Декрета Президента № 3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

2. Пригласить нас в качестве стороны по делу для дачи объяснений и представления фактического материала.

 

Гражданин Республики Беларусь        ____________________________                                             

Гражданин Республики Беларусь        ____________________________              

 

дата

 

Апошнія навіны

Архіў навінаў

      

Design © WKN.BY | All rights reserved.