A+ A A-


Иван Крук требует восстановить законность

Оцените материал
(11 голосов)

Заместитель председателя Гродненской областной организации ОГП Иван Крук настаивает на опубликовании в государственных СМИ решения Комитета по правам человека ООН и отмене незаконного постановления суда.

В 2009 году Иван Крук был оштрафован за распространение периодических изданий, посвященных антиядерной тематике, вопросам проведения свободных выборов и экономических реформ. Попытки обжаловать решение в судах Беларуси закончились ничем, и он обратился с жалобой в Комитет по правам человека ООН. Комитет в 2015 году вынес заключение – права Ивана Крука были нарушены, и государство должно возместить ему судебные расходы, штраф и выплатить компенсацию. Белорусским властям предлагалось в течение 180 дней предоставить информацию о принятых мерах по выполнению рекомендаций. Однако до сих пор власти никак не отреагировали на это заключение. 

В заявлении, направленном министру иностранных дел Беларуси, председателю Верховного суда и в Управление Верховного комиссара по правам человека ООН, Иван Крук напоминает об обязательности выполнения рекомендаций КПЧ ООН и требует восстановления законности. 

Текст обращения публикуем полностью.


ОТКРЫТОЕ  ЗАЯВЛЕНИЕ

Комитет по правам человека ООН, учрежденный в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах, на своем заседании 29 октября 2015 года, завершив рассмотрение сообщения №1996/2010, представленного Комитету по правам человека мной, Круком Иваном Федоровичем, 23 декабря 2009 года, в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, приняв во внимание всю письменную информацию, представленную ему автором сообщения и государством-участником, принял Решение:

«Комитет, руководствуясь пунктом 4 статьи 5 Факультативного протокола, считает, что рассмотренные им факты свидетельствуют о нарушении Беларусью прав автора согласно пункту 2 статьи 19 Пакта. В соответствии с пунктом 3 а) статьи 2 Пакта государство-участник обязано обеспечить автору сообщения эффективное средство правовой защиты. Это предполагает предоставление государством-участником полного возмещения лицам, чьи права, предусмотренные Пактом, были нарушены. Следовательно, государство-участник обязано, в частности, возместить любые понесенные автором сообщения судебные расходы и проиндексированный размер суммы штрафа, который он должен был уплатить, вместе с надлежащей компенсацией. Государство-участник также обязано принять меры по недопущению совершения аналогичных нарушений в будущем.   

Принимая во внимание, что в силу присоединения к Факультативному протоколу государство-участник признало компетенцию Комитета определять наличие или отсутствие нарушения Пакта и что согласно статье 2 Пакта государство-участник обязалось обеспечивать всем находящимся в пределах его территории или под его юрисдикцией лицам права, признаваемые Пактом, и предоставлять им эффективные и имеющие исковую силу средства правовой защиты в случае установления факта нарушения, Комитет хотел бы получить от государства-участника в течение 180 дней информацию о принятых им мерах по выполнению настоящих соображений. Государству-участнику также предлагается опубликовать настоящие соображения и обеспечить их широкое распространение в государстве-участнике на белорусском и русском языках».

До настоящего времени, никакой информации о реагировании Республики Беларусь на данное решение я не получил.

В средствах массовой информации и в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь за 2015 - 2016 годы и по настоящее время никаких публикаций затрагивающих мою проблему не было.

Это свидетельствует о том, что государство Республика Беларусь не принимает мер для  выполнения  решения Комитета по правам человека ООН от 29 октября 2015 года.

Суть произошедших обстоятельств, вынудивших меня обратиться в Комитет по правам человека ООН, заключается в следующем.

В 2008 году властью Республики Беларусь было принято решение о строительстве атомной станции в Островецком районе. Строительство АЭС в нашей стране входит в прямое и явное противоречие с тем, что записано в части 2 статьи 18 Конституции Республики Беларусь, провозглашающей ее безъядерной зоной, а государство - нейтральным.

Кроме этого строительство АЭС на территории Островецкого района несет экологическую угрозу природе, водоемам, но и превращает уникальный  Нарочанско-Вилейский заповедник в еще одну «радиационную зону», где будет происходить медленная, но неотвратимая мутация всего живого.

Органы власти страны открыто нарушали Международную Орхусскую конвенцию о допуске к информации по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, к которой Республика Беларусь присоединилась 30 октября 2001 года.

Местные органы власти совместно с правоохранительными органами района и спецслужбами не позволяли антиатомному движению граждан проводить пикеты и собрания с целью доведения до населения района и республики информации, что строительство АЭС в Островецком районе - это экологически опасная проблема для страны и соседних государств Европы.

Поэтому, согласно   международных норм права, 26 апреля 2009 года в день 23-летия «Чернобыльской катастрофы» я распространял для жителей г.Островца и района независимые бюллетени «Островецкий Вестник» под номером 1 и 2, «Мирный атом», независимые газеты «Глоток воздуха» и «Новы Час», в которых содержалась информация о предполагаемых негативных последствиях для жителей района от эксплуатации будущей Белорусской АЭС.

Правоохранительные органы Островецкого района совместно со спецслужбами осуществили в отношении меня мероприятия по блокированию и недопущению распространения независимой информационной продукции. Островецким РОВД были изъяты печатные материалы и отправлены в министерство информации для принятия мер в отношении меня.

12 июня 2009 года начальником правового управления Министерства информации Республики Беларусь Богдан Л.И. в отношении меня был составлен  протокол по части 2 статьи 29.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  с нарушением требований статьи 22 Закона Республики Беларусь « О средствах массовой информации».

В данном протоколе было указанно, что  я совершил правонарушение,  ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 22.9  Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, выразившееся в распространении периодических печатных изделий без выходных данных.

Материалы для дальнейшего рассмотрения по существу  были направлены в суд Островецкого района. 18.06. 2009 года  по данному вопросу мною была направлена жалоба министру информации Республики Беларусь,  на которую я получил письменный необъективный ответ за подписью первого заместителя министра Л.С.Ананич.

В административном процессе в судебных заседаниях суда Островецкого района мои ходатайства и заявления суд игнорировал с целью вынесения обвинительного решения и чтобы в последующем психологически запугать активистов района  протестующих против небезопасного строительства атомной станции в Островецком районе.

26 июня 2009 года судья суда Островецкого района Демещик А.В. незаконно и необоснованно на основании ч. 2 ст. 22.9 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь вынес в отношении меня постановление об административном правонарушении с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 20 базовых величин, что составило 700.000  рублей.

С данным постановлением я был категорически не согласен и 02.07.2009 года я подал кассационную жалобу на постановление суда Островецкого района в Гродненский областной суд. Также 05.08.2009 года мною была  направлена дополнения к кассационной жалобе на постановление суда Островецкого района в Гродненский областной суд.

13 августа 2009 года судья   Гродненском областном суда Рачинский Н.П.  рассмотрел  с судебном заседании  административное дело по моей кассационной жалобе, на постановление суда Островецкого района от 26.06.2009 года.

В судебном заседании я лично принимал участие и свою кассационную жалобу  поддержал. В отношении меня, со стороны правоохранительной системы была нарушена   статья 34 Конституции Республики Беларусь   и статьи 22 Закона Республики Беларусь « Средствах массовой информации», а также статьи 17 и пункта 2 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Свои  доводы, на незаконность ранее принятого решения   судом Островецкого района от 26.06.2009 года,  просил отменить и направить на новое рассмотрение, либо производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.  Судья  Рачинский Н.П. мои доводы не брал во внимание  и постановление суда Островецкого района оставил без  изменения, а мою жалобу без удовлетворения.

Мною были поданы две жалобы в Верховный Суд Республики Беларусь. На первую жалобу от 18 декабря 2009 года  был получен ответ от 24.02.2010 года № 020-121 за подписью заместителя председателя Верховного Суда страны В.Л. Калинковича.

Из него следует, что моя жалоба,  в которой я просил отменить постановление судьи суда Островецкого района от 26.06.2009 года и постановление  судьи Гродненского областного суда от 13.08.2009 года в отношении меня, рассмотрена с истребованием дела об административном правонарушении и оставлена без удовлетворения.

Государством в отношении меня была нарушена ст. 34 Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует гражданам  право  на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений о политических, экономических, культурных правах и международной жизни, состояние окружающей среды и статьи 22 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

Кроме этого,  имело  место  нарушение  Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашенного  и ратифицирована резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года,  вступила в  силу для Республики Беларусь 23 марта 1976 года.  

Прилагаемыми усилиями отстоять свои законные права, предусмотренные  статьей 34 Конституции Республики Беларусь, а также статьей 17 и пунктом 2 статьи  19 Международного Пакта о гражданских и политических правах в судебной системы страны,  мне не представилось возможным. Причина этому стали обстоятельства, показавшие мне, что судебная система в нашей стране умышленно игнорирует  конституционные нормы и права Международные принципы прав человека.           

Поэтому, на основании ст. 61 Конституции Республики Беларусь и руководствуясь   положениями Международного пакта о гражданских и политических правах,  23 декабря 2009 года я  подал индивидуальную жалобу в Комитет по правам человека ООН в Женеву  о том, что государством страны была нарушена ст.34 Конституции Республики Беларусь   и статьи 22 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой  информации» для восстановления законности и справедливости.    

В связи с тем, что вступил в действие Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 года № 98-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности», которым в статье 22.9 КоАП Республики Беларусь в абзаце 1 части 2 слова «распространение периодических печатных изделий без выходных данных заменены словами «незаконное изготовление и распространение продукции средств массовой информации».

Поэтому мною была направлена вторая жалоба от 23.07.2010 года  Верховный Суд Республики Беларусь,  на которую я получил  письменный ответ из Верховного Суда республики за подписью первого заместителя председателя А.А.Федорцова. Из ответа следует, что данной нормой закона предусмотрена ответственность за незаконное изготовление продукции средств массовой информации, оснований для освобождения меня от административной ответственности нет

6-го марта 2012 года на свое имя я получил письменное уведомление из Женевы Комитета по правам человека ООН от 24 февраля 2012 года за подписью Ибрагима Салама, директора  подразделения о том, что моя индивидуальная жалоба зарегистрирована за № 1996/2010. В соответствии с правилами 97 Комитета процедуры копия связи послана в представительство при ООН Республики Беларусь.

Ознакомившись с комментарием   представительства   в Женеве при ООН  Республики Беларусь  за  № 02-14,93 от 25 января 2012 года в отношении  моей индивидуальной жалобы  зарегистрированной за № 1996/2010 я  30 марта 2012 года  направил в Комитет  по правам человека ООН на ответ постоянного представительства Республики Беларусь при ООН в Женеве было предоставлено дополнительное информированное письмо  на свою индивидуальную жалобу от 23 декабря 2009 года для  последующего  принятия решение Комитетом.

В своей жалобе указал я допущенные в отношении меня со стороны министерства информации Республики Беларусь и судебной системы республики моих конституционных прав и норм Международного пакта о гражданских и политических правах  на свободное выражение мнения и распространение печатной продукции.

12 декабря 2015 года  я получил  письмо из офиса Женевы Организации Объединенных Наций с уведомление на английском языке и реквизитами ООН  на одном листе от 17 ноября 2015 года за подписью директора подразделения  договора, по  правам человека – Ибрагима Салама.

В данном уведомлении указанно о том, что моя  индивидуальная жалоба,   поданную 23 декабря 2009 года в Комитет  по правам человека ООН была зарегистрирована под № 1996/2010 и  29 октября 2015 года была рассмотрена Комитетом  ООН.   

К данному уведомлению приложено сообщение № 199/2010  принятое  Комитетом   на сто  пятнадцатой сессии  (19 октября – 6 ноября 2015 года) в отношении меня опубликована на английском языке компьютерным шрифтом  на 6 страницах. В уведомлении также указанно, что принятое решение Комитетом  по правам человека ООН буде также мне выслано  дополнительно на русском языке.

20 августа 2016 года   я получил  письмо из офиса Женевы Организации Объединенных Наций с  уведомлением  на русском языке на одном листе от 11 июля 2016 года за подписью директора подразделения  договора, по  правам человека – Ибрагима Салама следующего содержания:       

Уважаемый Господин  Крук, имею честь послать Вам русский текст мнения, принятого Комитетом по правам человека от 29 октября 2015 года в отношении сообщения №1996,2010, которое Вы прислали в комитет для рассмотрения в соответствии с Факультативным протоколом к  Международному пакту о гражданских и политических правах.

По моей индивидуальной жалобе  Сообщения № 1996/2010. В рассмотрении настоящего сообщения приняли участие следующие члены Комитета: Ядх Бен Ашур, Лазхар Бузид, Сара Кливленд, Ахмед Фаталла, Овлиье де Фрувиль, Юдзи Ивасава, Иван Елич, Дункан Лаки Мухумуза, Фотиин Пазарцис, Мууро Полити, сер Найджел Родли, Виктор Мануэль Родригес-Ресиа, Фабиан Омар Сальвиоли, Дируджлалл Ситулсингх, Аня Зайберт-Фор,  Юваль Шани, Константин Вардзелашвили и Марго Ватервал.

Целесообразно в своем заявлении указать, что Республика Беларусь является учредителем Организации Объединенных Наций. За  68 лет прошедших со дня принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 года Беларусь подписала и ратифицировала  все основные международные договора в области прав человека, принятые в рамках ООН.

Республика Беларусь является  полноправным членом ООН по  безопасности и сотрудничеству в Европе и Сотрудничеству Независимых Государств, в  рамках которых взяла на себя ряд обязательств по обеспечению верховенства закона и соблюдения прав человека.

Республика став участником Факультативного протокола к Международному Пакту о  гражданских прав Республика Беларусь признала компетенцию Комитета не только выносить решения      (Соображения) по факту наличия или отсутствия нарушений Пакта, но в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Пакта признала компетенцию Комитета препровождать государствам-участникам свои доклады и Замечания общего порядка, которые Комитет сочтет целесообразными. В соответствии со статьей 2 Пакта Республика Беларусь взяла на себя обязанность обеспечить всем находящимся в пределах ее территории под ее юрисдикцией лицами эффективное средство правой защиты.

Признав компетенцию Комитета определять в каждом конкретном случае эффективность того или иного  предоставляемого внутри страны-участницы средства правовой защиты Республики  Беларусь обязана помимо требований самого Пакта и Факультативного Протокола к нему учитывать толкование Замечаний общего порядка,  принимаемые Комитетом в соответствии со статьей 40 Пакта.

Исходя из изложенного,  Республика Беларусь обязана неукоснительно выполнять не только решения Комитета, но также обязана признавать его стандарты, практику, методы работы и прецеденты.  Данное положение основано на важнейшем принципе международного права - принципе «Pacfa sunt servanda», в соответствие с которым каждый действующий договор обязательно для его участников и должен ими добросовестно исполняться.

Поэтому в республике якобы сформированы понимание важности обеспечения прав человека, как основного критерия качества государственности, степени его демократичности, приверженности правовым началом, нравственности, общечеловеческими ценностями. Эти  принципы записаны в Конституции нашей страны. Но фактически они у нас так и не действуют, а действуют только Указы и Декреты главы государства.

Но даже большинство международных государств и международное общество признали, что в Республике Беларусь ущемляются права человека. Это подтверждаются множество жалоб поступивших, на регистрацию в Комитет по правам человека ООН в Женеву по правам человека из нашей республики.

В подтверждение этого, что  Республика Беларусь указывает, что «решения, которые могут быть приняты Комитетом по правам человека ООН по таким отклоненным индивидуальным сообщениям, будут расценены компетентными органами государства-участника как недействительные».

В действительности Республика Беларусь и так практически не выполняет решения, принятые Комитетом по правам человека.

Из  всех решений Комитета выполнено незначительный процент.

Следовательно, в последнем пункте 11 сообщения указано, что  государство – участник, то есть  Республика Беларусь обязана, возместить любые понесенные  мною - автором сообщения судебные расходы и проиндексированный размер суммы штрафа, который он должен был уплатить, вместе с надлежащей компенсацией. Государство-участник также  обязано принять меры по недопущению совершения аналогичных нарушений в будущем.

Кроме этого в данном пункте  указанно, что  Комитет хотел бы получить от государства-участника в течении 180 дней информацию о принятых им мерах по выполнению настоящего соображений. Государству-участнику также предполагается опубликовать настоящее соображения и обеспечить их широкое распространение в государстве-участнике на белорусском и русском языке.

На основании выше перечисленного и руководствуясь решением Комитета по правам человека ООН, принятым на 115 сессии 29 октября 2015 года, по моей индивидуальной жалобе,

ПРОШУ:

1. Первого адреса опубликовать на страницах государственных газетах «Советская Белоруссия», «Гродненская правда» и «Астравецкая праўда» принятое Комитетом по правам человека ООН решение, принятое на 115 сессии 29 октября 2015 года, по моей индивидуальной жалобе.     

2. Верховному Суду Республики Беларусь принять судебное постановление о возврате мне уплаченного административного штрафа в размере 700000 рублей  и возмещении понесенных судебных расходов в форме госпошлины, с учетом индексации.

3. Управление Верховного комиссара Комитета по правам человека  ООН в Женеве при несоблюдении государством Республики Беларусь процедуры выполнения  принятого решения – сообщения № 1996/2010  Комитетом по правам человека ООН 29 октября 2015 года на 115 сессии по моей индивидуальной жалобе от 23 декабря 2009 года,  рассмотреть этот отказ на  Совете по правам  человека ООН для принятия  мер  международного права в отношении Республики Беларусь.

4. Средства массовой информации настоящее заявление опубликовать на сайтах сети Интернет и в независимой газете «Народная Воля» для информирования общественности республики о фактах ущемления моих конституционных прав и норм Международного  пакта о гражданских и политических правах. 

 О результатах рассмотрения открытого заявления прошу сообщить мне в письменной форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


И.Ф.Крук

28 мая 2017 года

 

Апошнія навіны

Архіў навінаў

      

Design © WKN.BY | All rights reserved.