О чем договорились в Питере, сколько остались должны, почему надо ждать оживления экономики, как сделать «всем по 500», - об этом корреспондент сайта ucpb.org побеседовал с экс-председателем Нацбанка, членом экспертного совета ОГП Станиславом Богданкевичем.
– О чем договорились в Питере?
– Если б я знал. Единственное, договорились, что Россия будет давать нефть. По каким условиям – вроде, 18 млн тонн по нынешним условиям и 6 млн – по льготным. Всего 24. Это уже нормально. Но главное – по газу не договорились. Надо платить 720 млн.
– То есть по газу вопрос так и висит?
– Мы же очень хитрые. Цена была установлена 132 доллара, а мы платили 73. Накопили долг – 720 млн долларов. Правительство России сказало платить. Если бы мы заплатили этот долг, у нас, безусловно было бы обесценение валютного курса. 720 млн внезапно. Из 5 млрд резервов, которые есть, чуть не млрд надо отдать!
Кроме того, договорились, что они дают отсрочку по долгам.
– То есть сейчас наши будут все-таки рисовать всем по 500. А каким образом они могут сделать по 500 долларов?
– Я думаю, что это невыполнимо. Может быть, будут пробовать за счет удорожания стоимости беларусского рубля к доллару. Но это будет дальнейшее обнищание людей, у людей не будет денег, и они остатки сбережений будут из подушек вынимать, чтобы жить. Я думал, что за январь-февраль-март не будет уже чистой продажи, что валюта кончилась. Так вот я ошибался, оказалось, что есть еще. 300 с гаком миллионов долларов чистой продажи за первые три месяца этого года. Население откуда-то не со вкладов, а из подушек достает и продает. И поэтому стоит валютный курс.
Если курс будет тот же, то за счет номинального роста зарплаты можно объявить к декабрю, что задача в 500 долларов выполнена. Но я думаю, что и это невозможно.
Во второй половине этого года возможно оживление экономики, исходя из того, что в экономика циклична. У нас уже третий год падает валовый продукт. Думаю, что мы упали практически до нуля. Ну, а в конце концов от нуля должен начаться некоторый подъем.
– Но за счет чего, если никаких позитивных для экономики реформ не происходит?
– За счет того, что люди начинают крутиться и что-то происходит в малом бизнесе, в услугах…
– Да, при условии, что меняется экономическое поведение. А нам никто не дает менять поведение, все зарегулировано.
– Ну, немного дают уже. Подготовлен новый декрет… Они же сами понимают, что гробят экономику.
– Экономисты понимают.
– Ну, вроде, уже и власть. Она же должна думать о том, что делать. И в этом декрете (или указе, не знаю, как назовут) лицензирование многих видов услуг будет снижено еще на 30-50 %, больше будет дано свободы для производства. Проверки будут резко ограничены. Только по жалобам, а так вообще запретят.
И кроме того, в какой-то мере может подняться спрос в России, цена на нефть все-таки немного растет, а даже каждый рубль влияет при таких значительных объемах. Так что может начаться небольшое оживление. А если у них, то и у нас. Кредит могут дать, тот же восток. Зарегулированность понемногу все-таки уменьшается. Банки чуть-чуть снизили процент по кредитам.
А в целом – плохо, что говорить!
А самое главное – падение доходов! В первом квартале – очередное падение денежных доходов населения в целом.
– То есть мы идем к 500 через падение доходов?!? Чудно!
– Чудно, конечно. Я еще по-другому скажу: более трети получают зарплату менее 300 рублей. Что это за деньги? Это нищета! Средний уровень пенсий в январе – 297 рублей. Это ж тоже нищета. В целом – нищета!