A+ A A-


Оппозиции следует быть готовой к проведению реформ

Оцените материал
(23 голосов)
Василий Поляков Василий Поляков

Протестные выступления начала 2017 года показали, что социальная поддержка существующей авторитарной власти катастрофически сократилась. Неспособность и патологическая неготовность действующей власти проводить уже давно назревшие системные реформы, в первую очередь экономические, делает данную власть обреченной.


В результате у оппозиции появляется реальная возможность получить фактическое большинство во время президентской кампании 2020 года, хотя, данную победу, вероятнее всего, придется защищать. Не исключен, конечно, и вариант досрочного слива авторитарной власти под ворохом социально-экономических проблем, однако он не настолько реалистичен, как хотелось бы.

При любом развитии событий, оппозиции следует быть готовой к проведению пакета реформ, необходимых для вывода экономики из кризиса и создания условий для демократического развития страны. По большому счету, нужно провести те реформы, которые назрели еще в 90-е годы и которые тогда планировались, но были свернуты с приходом к власти А.Лукашенко.

Сейчас наступило время, когда важно систематизировать все наработки и свести их в единую программу действий по реформированию, понятную как самой оппозиции, так и обществу.

Ключевым моментом в данном случае является то, что программа должна быть разработана до начала реформирования, а не формироваться по мере проведения реформ. Иными словами, уже сейчас необходимо подготовить комплексную программу проведения реформ, которая ляжет в основу предвыборной программы кандидата в президенты от оппозиции (или ее правоцентристского крыла) в 2020 году либо будет программой выхода из кризиса команды реформаторов при спонтанной смене власти.

Вторым важным моментом является то, что ядром всех преобразований должно стать реформирование экономики. Провал экономической реформы поставит крест не только на сегодняшней оппозиции, но и отдалит перспективы демократического выбора Беларуси.

Третий важный момент - наличие команды, готовой и способной провести быстрые и эффективные рыночные преобразования. При этом надо давать себе отчет, что без привлечения специалистов из экономического блока действующей власти, экспертов научного сообщества и международных экспертов провести данные реформы будет крайне сложно.

То есть уже сегодня необходимы ответы на вопросы: «Что делаем?» и «Кто делает?»
 

Этапы реформ

 

1-ый этап. В течение первых 2-х лет

1. Разграничение полномочий между ветвями власти. Обеспечение независимости суда. Разработка конституционной реформы.

2. Принятие пакета законов, необходимых для проведения экономических реформ.

3. Проведение экономических реформ.

4. Сокращение госаппарата в 2-3 раза. Упразднение ряда контролирующих и дублирующих друг друга органов власти и управления.

5. Приведение законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами. Отмена неправовых и дискриминационных законов и подзаконных актов.

6. Реформирование КГБ и других силовых структур. Упразднение функции политического сыска. Передача части полномочий и структурных подразделений КГБ в ведение МВД. Введение максимально допустимого общественного контроля над деятельностью КГБ и МВД, а также над пенитенциарной системой.

7. Создание механизма противодействия коррупции.

 

Данный период самый сложный в проведении реформ, в ходе которого необходимо вывести из кризиса экономику. С целью избежать коллапса власти на данном этапе сохраняется сильная исполнительная власть.

На ранней стадии проведения реформ важно также предпринять шаги, направленные на противодействие коррупции, которая может стать серьезным препятствием для реформ и даже возможной причиной их свертывания или выхолащивания.

 

2-ой этап. 3-5-ый годы реформ

1. Принятие новой Конституции, предусматривающей перераспределение властных полномочий в пользу Парламента. Реформирование госаппарата.

2. Введение местного самоуправления и упразднение вертикали. Передача всех полномочий на местах органам самоуправления.

3. Проведение судебной реформы.

4. Принятие и реализация программы национально-культурного возрождения.

5. Реформа ЖКХ.

 

На данном этапе основное внимание государственной реформе, созданию местного самоуправления, возрождению национальной культуры.

 

3-ий этап. 6-10-ый годы реформ

1. Проведение пенсионной реформы.

2. Реформирование системы образования, здравоохранения и т.д.

3. Реформа армии.

 

В ходе реализации программы реформ могут выявляться новые направления и приоритеты, тенденции и вызовы, на которые нужно будет реагировать. Поэтому программа должна быть не только простой, конкретной, но и гибкой. Это далеко не полный перечень реформ. Возможно, будет и несколько иная очередность в их проведении. Принципиально то, чтобы они были проведены и способствовали необратимости в развитии демократии и свободы.

 

Вместо заключения

Еще раз хотелось бы подчеркнуть несколько принципиальных моментов.

Во-первых, приоритетность экономической реформы и сжатость сроков ее проведения. Затягивание данной реформы приведет к усугублению экономических проблем, утрате реформаторами кредита доверия со стороны общества и как следствие – акции протестов против «беспомощных демократов» и откат к авторитаризму по варианту 90-х гг.

Во-вторых, наличие команды реформаторов и использование при проведении реформ потенциала общества, опыта старой номенклатуры и международных экспертов.

В-третьих, максимальное исключение коррупционной составляющей, которая может поставить под угрозу успех проведения системных реформ.

 

Апошнія навіны

Архіў навінаў

Рассылка

      

Design © WKN.BY | All rights reserved.