A+ A A-


Наша цель – победить в президентской кампании

Оцените материал
(16 голосов)
Василий Поляков Василий Поляков

Чего следует ожидать.

В 2019 - 2020 гг. должны пройти парламентская и президентская кампании. Так как конечный срок для обеих из них приходится на 2020 год, но проводить их одновременно не планируется, поэтому пока нет определенности, какая из них пройдет раньше. Традиционно власти проводили менее важные для себя кампании с целью подготовки и тренировки избирательных комиссий накануне президентской кампании, а также с целью проверки их беспрекословной готовности выдавать заданный результат. В этот раз задача у властей несколько сложнее – ворох социально-экономических проблем и снижение уровня жизни беларусов вымывает традиционную молчаливую поддержку и требует более тонких приемов и технологий. К тому же, власти уже «потренировали» избиркомы в ходе недавней местной кампании, когда при реальных 18-25 % явки те выдавали по 70-80 %, при этом накрутка явки имела место уже с первых дней досрочного голосования, что раньше, как правило, не практиковалось. Такое жесткое поведение власти потом «подсластили» в некоторых регионах дополнительным финансированием участковых комиссий, но в любом случае все это выглядело как серьезное испытание для избиркомов на предмет лояльности запаса прочности. Соответственно, новая проверка комиссий в ходе парламентской кампании уже особо не нужна.

Открытым остается вопрос референдума, который поднимался и накануне местной кампании и витал в воздухе перед очередным посланием президента. Для властей основной задачей является отвлечение внимания людей, равно как и оппозиции, от президентской кампании, придание ей характера обыденности и предопределенности. И здесь может сработать объявление референдума, на который будут вынесены второстепенные для властей вопросы, но которые могут увлечь общественный интерес и получить широкий резонанс и обсуждение в оппозиционных рядах. Уже традиционно называют такие вопросы референдума, как отмена смертной казни и введение смешанной системы при избрании парламента.

В случае совмещения референдума с президентской кампанией, особенно, если на него будет вынесен вопрос о введении смешанной системы, фокус внимания с президентской кампании автоматически переключится на парламентскую. Во-первых, оппозиционным партиям и организациям можно будет записать себе в актив вынесение вопроса о введении пропорционально-мажоритарной системы выборов парламента, равно как и принятие данного нововведения на референдуме. Во-вторых, станет намного интереснее и приятнее думать и готовиться к парламентской кампании, составляя партийные списки, чем заниматься кампанией президентской («еще не созрела ситуация», «у нас недостаточно сил и поддержки» и т.д.). Власть, разумеется, обманет, по спискам пройдут кандидаты от провластных партий, а 98% из возможных мест получит «Белая Русь», которая успешно трансформируется в партию. Но дело не в этом, власти попросту успешно выполнят свою задачу – интерес общества будет отвлечен, Лукашенко переназначен, проблема сохранения статуса-кво для властей на ближайшую перспективу решена.


Что может сделать оппозиция.

Оппозиции в ближайшие год-два предстоит решить, как минимум, 2 задачи:

1. Не отвлечься на создаваемые властями миражи в виде мандатов в палате представителей по партийным спискам.

2. Провести президентскую кампанию, целью которой будет победа, а не формально-посильное участие в процессе.

Если с первой задачей справиться не так сложно, хотя и тут могут быть некоторые проблемы, то вторая задача намного серьезнее. Снижение поддержки со стороны населения действующей власти не означает автоматического роста влияния оппозиции. Доверие нужно будет завоевывать. Недовольные граждане могут много говорить и требовать перемен, выражать недовольство действующей властью, но когда речь заходит о реальном выборе, то эмоции уходят, и срабатывает прагматизм, который зачастую подсказывает оставить «синицу в руках». Поэтому у оппозиции нет другого выбора, как доказать серьезность своих намерений в ходе президентской кампании. Сделать это можно только, во-первых, демонстрируя, свое единство посредством выдвижения единого кандидата. Во-вторых, предлагая единый сценарий действий во время президентской кампании и единую программу, понятную потенциальным сторонникам и предусматривающую очевидные положительные результаты по преодолению кризиса. Это важно, так как любые объединительные процессы и единый план действий сами по себе уже имеют мощный мобилизационный потенциал.


Что могут дать праймериз.

Можно рассматривать разные варианты выдвижения единого кандидата, и все они ранее в том или ином виде озвучивались. Однако важна та процедура, которая поможет решить не только вопрос единого претендента на президентский пост, но и станет процессом по мобилизации сторонников демократического развития Беларуси. Открытые праймериз по определению единого кандидата не обязательно решат проблему мобилизации, но при их проведении шансы намного выше, чем при любой другой процедуре. При этом видится важным, чтобы процесс изначально носил открытый характер и имелся свободный доступ к нему с простыми и понятными правилами. Равно как и возможность участия на всех этапах – во время выдвижения кандидатов в «единые», в ходе голосования за «единого» и при утверждении результатов голосования. При этом процедура будет интересна для потенциальных участников, если не будет элементов предопределенности результата и будет очевидна защита от манипуляций.

 

 

Апошнія навіны

Архіў навінаў

Рассылка

      

Design © WKN.BY | All rights reserved.